Каракольская долина
Главная страница
Каракольская долина
Главная страница
Каракольская долина
Главная страница
Каракольская долина
Главная страница
Эл-Ойын - национальный праздник алтайского народа
Главная страница
Эл-Ойын - национальный праздник алтайского народа
Главная страница
Эл-Ойын - национальный праздник алтайского народа
Главная страница
Каракольская долина
Главная страница
Онгудай
Главная страница

Каракольский природный парк «Уч Энмек». Райцентр Онгудай

Комплекс археологических памятников от с.Туэкта до с.Каракол в археологическом отношении один из самых богатых районов Горного Алтая. Самые ранние находки здесь относятся к эпохе палеолита, зафиксированы курганы эпохи бронзы, выделенные в уникальную каракольскую культуру. Основу комплекса составляют большие курганы скифского времени, принадлежащие племенной и родовой знати.

Долина реки Каракол - уникальное место. Каракол – «черное озеро, обильный, родниковый или питающийся подземными родниками поток, протока, река». Между двумя притоками р. Урсула: р. Куратой и р. Каракол у села Каракол, где с севера вплотную к жилым постройкам подходит Чуйский тракт, находится значительная часть археологических строений, возведенных на каменных курганах различных эпох. Одни из них разрушены, другие почти неразличимы. Однако при внимательном осмотре нетрудно увидеть неровную и прерывистую цепочку (длиной 1,5-2 км)

622 км трассы - М 52.«Каракольский природный парк «Уч Энмек» -"Три темечка", "Три макушки". создан в 2001 году постановлением Правительства Республики Алтай. Природный парк Каракольской долины является одной особо охраняемых природных территорий Алтая и включает в себя природные, историко-культурные, сакральные комплексы и объекты. Среди таких объектов сохранившиеся наскальные рисунки, захоронения каракольской и скифских культур в виде курганных комплексов и каменных стел.По территории природного парка проходят маршруты экологических и научных туров, духовно-ноосферного туризма и эколого-познавательные экскурсии. Каракольская долина почитается коренным населением как Священное место. Проживающее здесь коренное население хранит сакральные знания, особое мировосприятие, духовные ценности, уникальные сказания, легенды. Уникальны сказания, легенды и сакральные знания коренного народа, разнообразны ландшафты природного парка. В пределах Каракольского природного парка "Уч Энмек", с учетом природных, духовно-экологических и историко-культурных особенностей выделены функциональные зоны с различным режимом охраны и пользования. «А» - Зона заповедного режима. В пределах заповедной зоны запрещена любая хозяйственная и рекреационная деятельность. «Б» - Зона с ограниченным режимом пользования, обеспечивающая условия сохранения природных комплексов, объектов и памятников историко-культурного наследия алтайцев, в пределах которых допускается строго регулируемое посещение и ограниченное ведение хозяйствования. «В» - Зона развития, обеспечивающая условия охраны и сохранения природных комплексов, значимых объектов природного и историко-культурного наследия, в пределах которых допускается ведение регулируемой экскурсионной, туристической деятельности и хозяйствования. Маршруты Каракольской долины проложены по территории Священных земель, обладающих огромным энергоинформационным потенциалом. Тысячелетиями на данной местности совершали свои магические обряды шаманы. Эта территория «акупунктурная» точка Планеты. Здесь расположены целые группы древних курганных захоронений и большое количество наскальных рисунков. Считается, что все эти древние памятники в призме традиционной культуры коренного населения представляют собой информационный код законов мироздания. Вы познакомитесь с культурными традициями, обычаями и мировоззрением коренного населения.Здесь можно услышать уникальное горловое пение алтайских сказителей, отведать блюда национальной кухни: молочную водку - арачку, блюдо из баранины - дюргум, кровяную колбасу, проведести свой ночлег в традиционных алтайских жилищах – аилах.

В 2 км от устья реки Каракол сакральное место священной долины целый комплекс наскальной живописи - "Бичикту-Кая-Бом" (обрывистая каменная гора с надписями). Весь южный склон горы состоит из плит, этажами громоздящихся друг на друга. Вдоль узких тропинок стоят гладкие коричневые, с красной патиной трех четырехметровые скалы. Почти на всех их есть рисунки. Всего здесь зафиксировано несколько сотен изображений, расположенных от подножья до вершины в несколько ярусов. Большинство изображений относится к средневековью, а часть - к периоду бронзы - раннего железа.

Под названием «Царские курганы» скрываются следующие комплексы курганов: Пазырыкские, Башадарские, Укокские, Туэктинские. Одно из самых значимых открытий археологии 20 в. Огромные насыпи, покрытые камнями, благодаря постоянной минусовой температуре сохранили нетленные тела, предметы одежды, быта, украшения, что позволило с высокой точностью установить облик похороненных людей (европеоиды со светлыми волосами). Башадарская группа курганов - особое место, что подтверждается системностью расположения курганов и обнаружением геомагнитных полей в пределах данной системы, которые реагируют на нахождение в этой зоне человека; множество археологических памятников: стелы, каменные оградки, курганы с балбалами – основная их часть ориентирована на священную вершину трехглавую Уч-Энмек - «пуповину» Земли. В 1950 году экспедиция, возглавляемая С.И.Руденко, раскопала два Башадарских кургана, а в 1954 г. - два Туэктинских. В результате этих работ был получен совершенно исключительный по обилию, разнообразию и научной ценности материал. Раскопки больших "царских" курганов в 60-е годы прошлого века (Пазырыкских, Башадарских, Туэктинских) в Горном Алтае дали уникальный археологический материал, но одежд скифского периода в них было не много. Курганы были потревожены еще в древности, одежда с тел погребенных сорвана, многое пропало или было повреждено настолько, что не поддавалось атрибутации. Однако, великолепные остатки костюма пазырыкцев — скотоводческого населения горных долин Алтая - были тщательно изучены, и в литературе сложилось довольно устойчивое мнение о том, что он собой представлял (Руденко, 1953, Яценко, 1999).Замечательны вырезанные из дерева и покрытые листовым золотом грифы - накладки на седельные луки из второго Башадарского кургана. Грифы изображены с распростертыми крыльями, распущенным хвостом и повернутой в сторону головой. В этих изображениях обращает на себя внимание особая "чешуйчатая" разделка перьев на груди, подобная ассирийской или древнефиникийской времени средней империи. В 2003-2004 гг. под руководством Алексея Николаевича Дмитриева - ведущего научного сотрудника Лаборатории экогеологии Института геологии ОИГГиМ СО РАН, в Онгудайском районе был обнаружен "магнитный диполь" большой интенсивности, расположенный недалеко от сдвоенного кургана из группы Башадарских курганов. Магнитометр, размещенный в максимуме "диполя", обнаружил, что время от времени магнитное поле начинает сильно меняться — наблюдаются макровариации амплитудой до 10 тыс. нТл, причем происходят они локально, только в этом месте. Кроме того, выявилось, что "диполь" реагирует на присутствие людей — после выхода оператора из зоны поле постепенно упало на 800 нТл в течение 10 мин. При работе на Башадарской группе курганов обнаружен микрогеофизический объект — магнитная аномалия, состоящая из близко расположенных максимума и минимума магнитного поля. Налево от долины реки Каракол село Кулада (30 км от тракта). Вдоль реки Кулада по обе стороны грунтовой дороги двухметровые менгиры с рунами. В селе Кулада музей, с каменными бабами на территории.

Эл-Ойын

Эл-Ойын- национальный праздник алтайского народа, проводимый раз в два года (по четным годам), в июле, в живописной долине Кабайлу-Межелик близ села Ело Онгудайского района Республики Алтай. Название праздника можно перевести как «всенародные игры, всенародный праздник». Первый раз его отметили в Онгудайском районе в 1988 году, и затем Эл-Ойын имел статус «кочующего» праздника, теперь он проводится опять в селе Ело. Здесь в 1756 году 12 алтайских глав родов составили письмо императрице Елизавете с просьбой принять в подданство Российской империи малочисленный алтайский народ, которому грозило полное уничтожение со стороны Китая. В период праздников в древности прекращались междоусобицы, а вчерашние противники становились участниками своеобразных «олимпийских игр» Центральной Азии.Цель сегодняшнего праздника — сохранение традиций, обычаев алтайского народа, развитие народного творчества, взаимообогащение культур народов. На праздник собираются тысячи зрителей и участников со всего Алтая и съезжаются делегации из Тувы, Монголии, Казахстана, Хакасии и других регионов. Каждая делегация устраивает свой юрточный или палаточный городок. Колорит национальных костюмов и рядами выстроенные ансамбли юрт и аилов, сочетается с гостеприимностью народа. Открытие праздника проходит театрализованным представлением на тему героического эпоса. Эл-Ойын продолжается три дня. За это время на различных площадках, обустроенных в долине, проходят многочисленные спортивные и культурные мероприятия. Программа праздника включает национальные спортивные состязания в 9 видах спорта: куреш -национальная борьба, ок- jaa адыш (карчага сайны)- стрельба из лука, кодурге таш - поднятие камня, гиревой спорт тебек - набивание жестка - игра с жонглирование кусочком свинца, обернутым в козью шкуру (ногами), шатра - алтайские шашки, Камчы - упражнение с плёткой - камчи - выбивание плетью бабок; Тонжан Дьюгирш (бег тонжанов), Таш мергедеш – метание камня 20кг., лазание на кедр. Самым прекрасным зрелищем на этих праздниках являются конные виды спорта: национальное рискованное родео - "Эмдик уредиш", Ат-чабыш - гладкие скачки, эмдик уредиш - объездка необученной лошади, ат эртеш - седлание коня, Кок бору - конное поло, конная эстафета, Эчки блаажары - козлодрание. Заключительное выступление спортсменов-конников на быстроногих лошадях - аргымаках - кульминация спортивного праздника. Победителя ждет ценный приз. алтайские народные игры, ярмарку народных промыслов и конкурс национальных жилищ-аилов и одежды. Здесь можно приобрести предметы народных мастеров и ознакомиться с местными достопримечательностями. Культурная часть мероприятия представлена выступлениями фольклорных коллективов Республики Алтай и показ театрализованных представлений. Прекрасные театрализованные представления на фоне природы создают эффект древности. Перед гостями праздника выступают сказители и мастера горлового пения, певцы, танцоры, исполнители народной музыки на национальных музыкальных инструментах. Музыкальные инструменты: Струнные: икили, топшур, домбра. Щипковые: джадаган. Духовые: амыргы, шоор, сыбыскы (из бересты), эдиски (из листвы, травы), комус. Ударно-шумовые: тунур, тыркырууш, кузуни, туйгактар, арба. Язычовые: комыс. В рамках Эл-Ойына работают выставки-ярмарки изделий народных промыслов, проводятся различные мастер-классы и конкурсы: От-очкты куреелей – встреча друзей. Тастаракай – весёлое народное представление, Тан Чолмон – музыкально-хореографический, конкурс национального костюма, смотр конской упряжи и шорных изделий - Малчи мерген,

637 км трассы - М 52. Онгудай - райцентр.Онгудайский район Республики Алтай. Территория: 11744 кв. Большое село, где преобладающее население алтайцы протянувшееся вдоль автодороги М-52 "Чуйский тракт" более, чем на 5 километров. Население — 5,4 тыс. жителей (2002). Онгудай стоит на берегах реки Урсул на высоте 860 метров над уровнем моря.Урсул – «река в яме». Здесь с давних времен располагались стоянки и поселения кочевых племен. Согласно алтайскому преданию, первым на месте нынешнего Онгудая обосновался некий Апчи, третий сын Солтона — легендарного предводителя найманских племен. "Онгудай" толкуется как:«там, где есть пещеры»;"начало, исток, предок" или "десять богов" - именно столько их по преданию призвал основатель Апчи, обращаясь с просьбой беречь и хранить эту землю. Местные жители искренне верят, что благословение богов простерто над Онгудаем до сего дня. Первые русские появились в середине 19-го века и с тех пор начался бурный рост поселения. Русский капитан Петр Киприанов организовал торговую заимку, крещеный алтаец Хабаров построил молитвенный дом, капитан Кокорин озаботился миссионерским домом. В 1861 открылась церковно-приходская школа; потянулись крещеные алтайцы из Улалы, Шебалина и прочих сёл; в 80-х гг. резко возрос приток русских переселенцев. К началу 20-го века в Онгудае было 126 дворов и около 800 человек жителей, из них треть — русские. На выезде из села - АГЗС,АЗС и шиномонтаж.

В районе сел Каракола, Куроты и Шашикмана находится древний оросительный канал-сувак. В долинах Малого и Большого Ильгуменя (около с. Хабаровка и Купчегень) видеть следы оросительных сооружений. Магистральные каналы их тянулись на десятки километров, преодолевая на своем пути все препятствия. Когда на трассе канала вставала скала, древние строители проламывали в ней отверстие и пропускали через нее воду. Таковы, например, Ороктойский сувак и канал оросительной системы Большого Ильгуменя. Через выемки оросительные каналы проводили по искусственным насыпям. Шашикманский сувах, переваливает через гору и переходит затем через соседнюю долину по насыпям.

Село Хабаровка.(658 км трассы - М 52. От села Хабаровка начинается подъем на водораздел рек Малый и Большой Ильгумень. Село названо в честь первооснователя, алтайца Хабарова, имевшего здесь склады. Укрепление торговых связей привело к появлению первых купеческих перевалочных баз. Путь из Бийска в Монголию был долгим, и многие купцы могли остаться на зиму на такой базе. В основном это были склады для товаров. Именно такова история возникновения села Хабаровка. Чуйский торговый путь представлял собой в 19 веке горную тропу, передвигаться по которой можно было только верхом. Особенно тяжелым был участок от Хабаровки до Кош-Агача, где товары могли перевозиться только вьючным способом. К 1880 году до села Хабаровка была доведена «каменная дорога» и работы надолго приостановились. Первая пригодная для повозок дорога Хабаровка - Кош-Агач была построена лишь в конце 19 века.

Следующая остановка- перевал Чике-Таман

 

Вернуться на главную страницу

Hosted by uCoz