Верхний-Уймон. Катунский заповедник

Верхний-Уймон - одно из самых старых сел Усть-Коксинского района. Это первое русское село в Уймонской степи. Оно расположено на правом берегу Катуни на высоте 960 м над уровнем моря. Расстояние от районного центра с. Усть-Кокса -12 км. По преданию, Верх-Уймон основан в 1786 г. старообрядцами, бежавшими после раскола русской православной церкви на Алтай в поисках Беловодья, страны «истинной веры и древнего благочестия». Согласно архивным данным основателем с. Верх-Уймон стал старовер Гавриил Бочкарев, который тайно «жил в устье р. Аргут с тремя сыновьями и дядей, имея обзаведение, мельницу, пашню и прочее». По словам Симеона Огнева, которому, по переписи 1897 г., было 90 лет, Г. Бочкарев был беглым и жил на Аргуте и Челушмане. Будучи обнаруженным, он вслед за бухтарминцами подал прошение о принятии его и семьи в российское подданство в качестве «ясашного инородца». Как гласит предание: «Правительство прикрыло Бочкарева милостливым манифестом и прислало ему бороны и сохи», после чего он по требованию властей выселился в Уймонскую степь, туда, где Катунь принимает восточное направление. Позднее «по приимке» к нему подселились бухтарминские староверы Нагибины, Саватеевы и другие. По сообщению естествоиспытателя К.Ф. Ледебура, в 1826 г. деревня Верх-Уймон насчитывала уже 15 изб, в которых жили крепкие зажиточные семьи. Первоначально уймонцы «жили под зайсаном», и только в 1824 г. по решению Ясашной комиссии Кабинета императорского двора была образована Уймонская инородческая управа. В конце XIX в. Верх-Уймон стал не только центром старообрядческой культуры, но и неофициальным управляющим центром (в отличие от формального административного центра в с. Катанда и с. Усть-Кокса). В архивном фонде Главного управления Алтайского горного округа хранятся рапорты старосты Уймонской инородческой управы Бочкарева в земельную часть управления, наглядно демонстрирующие влияние уймонцев при решении основных вопросов землеустройства. По данным 1904 г., в Верхнем Уймоне работали две торговые лавки. По данным 1917 г., самыми зажиточными в Верхнем Уймоне были семьи: Варфоломея Семеновича Атаманова (до 240 голов скота), Власа Вавиловича и Наума Вавиловича Бочкаревых (до 300 голов скота у каждого), Пимена Чернова (до 400 голов скота). Основным источником богатства были скотоводство и мараловодство. Жители Уймонской долины самостоятельно вели торговлю с Китаем и держали лавки в районе г. Урумчи и г. Кульджа (по р. Черный Иртыш, современная провинция Западный Синцзян), который начали осваивать уже во второй половине XIX в. Долгое время, со дня основания и до конца XIX в., Верхний Уймон был старообрядческим религиозным центром Уймонской долины. В последующем он утратил этот статус. В наше время Верх-Уймон известен далеко за пределами Республики Алтай. В 1926 г. здесь проходил маршрут трансгималайской экспедиции под руководством академика Н.К. Рериха. Экспедиция Н.К. Рериха в Верхнем Уймоне застала 135 дворов и 665 жителей. Сегодня в селе проживает более 670 человек в 237 дворах (2005 г.), только русские. В селе находится главная контора крупнейшего сельскохозяйственного предприятия в районе - ООО Объединение «Инициатива», которое включает в свой состав такие предприятия, как ЗАО «Мульта, «Тихонькая», «Гагарка», «Универсал». Основными направлениями деятельности предприятия являются мараловодство, овцеводство, зерноводство, изготовление кормов. В составе предприятия имеются пилорама и кирпичный завод. В живописном месте расположен мараловодческий комплекс «Верхний Уймон». Здесь разводят маралов, перерабатывают пантовую продукцию, принимают гостей, приезжающих сюда с лечебными целями. Здесь можно приобрести лекарственные препараты на основе пантов. Достопримечательностью с. Верх-Уймон являются дома, построенные из листвяги и пихтача по заветам старины с соблюдением лунных циклов в XIX-начале XX вв., некоторые из них сохранили росписи народной умелицы Агашевны. Это про нее говорил Н.К. Рерих: «И лекарь, и травчатый живописец, и письменная искусница. Распишет охрой, баканом и суриком любые наличники. На дверях и на скрынях наведет всякие травные узоры. Посадит птичек цветистых и желтого грозного леву-хранителя... Такая искусница». Ее росписи можно также увидеть в Государственном музее-заповеднике им. Н.К. и Е.И. Рерихов в Верх-Уймоне и Музее изобразительных и прикладных искусств г. Барнаула. В с. Верх-Уймон - три музея: Государственный музей-заповедник им. Н.К. и Е.И. Рерихов, филиал Национального музея Республики Алтай им. А.В. Анохина, Верх-Уймонский школьный краеведческий музей. Музей Н.К. Рериха, созданный Рериховским обществом находится в бывшей усадьбе Вахромея Семёновича Атаманова – верх-уймонского крестьянина-старовера, одарённого и просвещённого человека.В 1926 году во время Центрально-Азиатской экспедиции (1923-1928), организованной академиком Николаем Рерихом, путешественники останавливались в Верх-Уймоне. С 7 по 19 августа в доме Атамановых проживали участники экспедиции: Н.К.Рерих, его жена Е.И.Рерих и их старший сын Ю.Н.Рерих.В 1977 году по предложению академика А.П. Окладникова и Алтайской организации Союза художников РСФСР Алтайский крайисполком принял решение о создании в Верх-Уймоне Дома-музея Н.К. Рериха. Но только в 1996 году по инициативе известного рериховеда Наталии Дмитриевны Спириной Сибирское Рериховское общество приступило к восстановительным работам методом народной стройки. В этом же году Государственное Собрание Эл Курултай Республики Алтай вынесло Постановление о включении «усадьбы Атамановых в селе Верхний Уймон Усть-Коксинского района, в которой в 1926 году останавливался Н.К.Рерих», в Список особо ценных памятников истории и культуры Республики Алтай. Основной объём работ по Музею Н.К. Рериха завершён и ведётся приём посетителей. Работают выставки репродукций картин Николая и Святослава Рерихов, алтайских художников: Чороса-Гуркина, Мирослава Чевалкова, фотовыставки о семье Рерихов. На западной окраине села расположен могильник, состоящий из 50 курганов. Могильник относится к гунно-сарматской культуре, сформированной на Алтае к концу III в. до нашей эры. На восточной окраине села имеются памятники более ранних периодов истории. Предметы из раскопок, производившихся в Верх-Уймоне археологами и студентами Горно-Алтайского государственного университета, можно увидеть в экспозиции музея-заповедника.В 5 км от села, ближе к горам, находится турбаза «Верхний Уймон».
М.В. Танкова, Т.И. Злобина, Т.В. Вдовина «Алтай. Путешествие по Катуни». Путеводитель

Катунский заповедник

Катунский заповедник – одно из красивейших в России. Удивительно сочетание сурового и дикого величия скалистой горной страны со спокойными и живописными ландшафтами. Непосредственно к заповеднику примыкает сплошь покрытый ледниками массив Белухи (4503 метра) – самой высокой горы Сибири. В трудах Н.К. Рериха содержится утверждение о том, что с самой высокой вершиной Горного Алтая – Белухи (Кадын-Бажи, « голова Катуни») есть связь с космосом. Место её расположения называется Беловодьем, а по индийским источникам – страна Шамбала. Гора Сумеру (Белуха) имеет множество преданий, в которых причудливо слились местные верования и буддизм. Сумер – алтайское традиционное имя высочайшей вершины и мистического центра горной страны Алтай. Другие названия Уч Сумер (Тройная Сумер), Уч – Суру (Трехрогая), эти названия отражают физические особенности горы, которая имеет три вершины. В древних индийских письменных источниках – сутрах и в алтайском «Судур-бичик» эта точка евразийского континента считается пуповиной Земли, по-алтайски: дьердин киндиги, откуда произошли первые люди. Горный Алтай является точкой соприкосновения трёх мировых религий – христианства, буддизма и ислама.

 
 

Вернуться на главную страницу

Hosted by uCoz